Другие новости
Эксперты: «Пакетные решения» правительственного стройблока благоприятно влияют на отрасль
Московские власти уделяют особое внимание кластеру электромобилестроения
На конференции развития фермерского движения России обсудили работу фермеров по агроконтрактам
Александр Асафов объяснил, как «культура отмены» используется сегодня против России
Новый транспортный коридор «Россия» строится опережающими темпами
Асбестовая промышленность: путь длиной в несколько тысячелетий
Общество

В прошлом году в России началось масштабное исследование культур «асбестовой керамики». Они просуществовали почти 5 тысячелетий – с 4 500 д.н.э. до 500 н.э. на территории Фенноскандии (современные Швеция, Норвегия, Финляндия, а также Карелия и Мурманская область). Предки современных скандинавов и финно-угорских народов активно использовали керамику с примесью асбестового волокна, что позволяет отследить их миграции, торговые и культурные связи. Ученые поставили цель определить, имело ли асбестовое волокно с точки зрения древних людей эпохи европейского неолита практическое или лишь «престижное», эстетическое значение (как сейчас, скажем, у дорогих часов или украшений). На данный момент исследование пока идёт, но один факт уже не вызывает сомнений – люди живут бок о бок с асбестом многие тысячи лет, активно используя его в своей повседневной жизни. Что же особенного в этом минерале?
В Древней Греции асбестовое волокно часто называли волосами саламандры, мифической ящерицы, живущей в огне. Историк Страбон писал о камнях, которые прядут «как шерсть», а Плиний Старший описывал диковинный обычай у индусов. Последние ткали саваны из некоего жаропрочного волокна, которое выдерживало не одни огненные похороны. Поговаривают, что некоторые богатые римляне также носили одежды из ткани, которую можно было бы бросить в огонь без вреда для неё. Есть легенда о негорящей скатерти Карла Великого. Он устраивал пышные пиры, а затем заляпанную соусами, жиром и вином скатерть бросал в огонь. Пламя уничтожало следы трапезы, а ткань оставалась совершенно чистой. Подобный артефакт подарил Петру I русский промышленник Акинфий Демидов спустя несколько сотен лет. Правда это была не только утончённая лесть самодержцу, но и демонстрация потенциала добычи полезных ископаемых в Уральских горах.
В 2022 году основной объем асбеста в мире добывает Российская Федерация. Это хризотиловый асбест, который разрешен при контролируемом использовании. Его используют более чем в 300 видах промышленной продукции, в том числе при производстве шифера, фасадных плит, напорных и безнапорных труб, сайдинга, накладок на тормозные колодки, теплоизоляции, защитного снаряжения и т.д. Он не горит, так что вся продукция на его основе имеет класс «НГ», т.е. «негорючий», не плавится, не выделяет вредные пары при нагреве и не проводит электричество. За счет того, что в России находятся два из трех крупнейших разрабатываемых месторождений в мире, продукция на основе хризотилового волокна является одной из наиболее доступных на отечественном рынке. Её активно используют при строительстве многоквартирных и частных домов, в программах капитального ремонта и масштабных проектах по реконструкции социальной инфраструктуры.
Параллельно с промышленным использованием асбеста до сих пор сохранились некоторые мифы о нём. Главный и наиболее живучий – асбест вреден для здоровья человека. Мнение о вреде асбеста родилось в 1970-е годы, когда в европейских странах и США активно применяли амфиболовый асбест с частыми нарушениями техники безопасности на производстве и отсутствием контроля качества продукции. Амфиболы отличаются от хризотила – в их волокнах содержится железо, так что они не растворяются в кислоте (и их не могут съесть макрофаги в легких человека). Поэтому амфиболовый асбест может стать причиной заболеваний и запрещен к добыче и использованию во всем мире. А вот хризотиловый асбест является гидросиликатом магния и не обладает устойчивостью к кислотам, так что выводится из организма человека за короткий срок. Именно поэтому его активно применяют в современной промышленности.
