USD 92.51 ЕВРО 98.91

Эксперты: власти Дагестана не справляются с криминалом

В России

«Транснефть» поставила правительству ультиматум: или справиться с криминалом в Махачкале, или закрывать нефтепровод Махачкала-Новороссийск

Криминальная обстановка на АО «Дагнефтепродукт» и бездействие республиканских административных структур фактически приводит к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственный порт Российской Федерации, принадлежащий государству, говорится в сообщении пресс-службы «Транснефти».

Объем перевалки грузов в порту Махачкалы в среднем составляет около 6 млн тонн в год, из которых 85% составляет нефть. Прекращение перевалки нефти будет означать фактическую остановку работы крупнейшего предприятия столицы Дагестана.

Причина столь резкого заявления трубопроводной монополии − начавшийся уход нефтяных компаний из порта Махачкалы. С 2013 года ПАО «ЛУКОЙЛ» снизило количество отгружаемой нефти через порт Махачкала почти в два раза, перенаправив объемы в нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Туркменские производители также заявляют о готовности приостановить отгрузку через порт Махачкала, говорится в сообщении. По прибытию танкера в порт Махачкала нефть сливается в резервуары АО «Дагнефтепродукт», монополиста по перевалке нефти в порту. Потери нефти при перекачке из танкеров в резервуары не должны превышать 0,2% по действующим нормативам. В то же время туркменские грузоотправители отмечают, говорится в сообщении пресс-службы, что в 2013 году потери составляли 0,69% прокачки, в 2014 – 0,84%, в 2015 – 0,44%, а за первый квартал 2016 года – уже 1,43%.

В мае 2016 года АО «Дагнефтепродукт», приняв 5,0 тыс. тонн туркменской нефти, вообще отказалось сдать этот объем в систему ОАО «АК «Транснефть» и в настоящее время пытается принудить владельца ресурса подписать акт по формированию «мертвых» остатков в резервуарах нефтебазы, сообщает «Транснефть».

Руководство «Дагнефтепродукта» в 2013-2014 годах ежемесячно сливало в свои хранилища часть нефти, предназначенную для закачки в нефтепровод. Когда объем ворованной нефти достигал примерно 5 тыс. тонн, она отправлялась танкером в Азербайджан. В месяц «Дагнефтепродукт» воровал нефти примерно на два танкера. Один такой танкер был в 2013 году задержан таможенниками.

Для замещения объемов украденной нефти в нефтепровод закачивали воду, иногда даже морскую. Зачастую объем примесей в отгружаемой в трубу нефти в 7 раз и более превышал допустимые нормы. Только за первый квартал 2016 года было 16 остановок приема некондиционной нефти из резервуаров АО «Дагнефтепродукт».

Руководство порта менялось всякий раз, когда менялась власть в Дагестане, но масштабы хищения не уменьшались. Очередная смена руководства произошла меньше месяца назад. Росморречфлот 27 мая текущего года принял решение не продлевать контракт с главой порта Ахмедом Гаджиевым и назначить генеральным директором предприятия Андрея Гормаха.

По словам источника в «Транснефти», компания надеется, что новый руководитель порта прекратит хищения, и трубопроводная монополия в партнерстве с группой «Сумма» сможет приступить к реализации в порту давнего проекта − строительству собственной нефтеперевалочную базу с мощностями по хранению 10 млн. тонн нефти и 3 млн. тонн нефтепродуктов в год, с железнодорожной эстакадой и узлом учета, что актуально в преддверие роста добычи нефти в северной части Каспия. Однако глава «Транснефти» Николай Токарев сообщил ТАСС о «вполне вероятном» закрытии порта для отгрузки нефти, особенно если Казахстан реализует свое намерение сократить объем перевалки через Каспий на Махачкалу для загрузки собственных нефтехимических предприятий.